Методическая копилка

Методическая копилка

 

 

 

Добро и Зло...!!!

 

 

Цель: формирование основ православной морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:

1. формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

2. развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

3. повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Виды деятельности: беседа, обсуждение и анализ ситуаций, парная и групповая работа.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

 

Ход классного часа:

 

1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок,

Начинаем наш занимательный урок.

Разобраться пришла нам пора,

Чем добро отличается от зла.

- Ребята, пожалуйста, закройте глаза на минуту, улыбнитесь. А теперь откройте глаза, посмотрите, как у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

 

2. Введение в тему классного часа.

- Посмотрите на этот лист бумаги. Что вы видите? (Учитель показывает детям белый лист бумаги с черной точкой).

- А сейчас послушайте притчу.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: "Что вы видите? " Все хором ответили, что черную точку. Ответ был неверным. Мудрец сказал: " А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!" Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу "белый лист бумаги ".

- В чём смысл притчи?

- Итак, делаем вывод: белый цвет – это цвет чистоты, добра, а черный – цвет зла.

 

3. Определение темы, цели, задачи классного часа.

- Кто же догадался, какая тема нашего урока? (ответы детей)

- Эпиграфом к нашему классному часу будут служить слова великого грузинского поэта Шота Руставели: "Лишь ДОБРО одно бессмертно, ЗЛО подолгу не живет".

- Сегодня на уроке будем говорить об основных понятиях – добро и зло.

- Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?

- Как вы понимаете слово "добро"? Что значит "добрый человек", "доброе дело"?

- Какие еще словосочетания можете вспомнить?

- Как относятся люди к доброму человеку?

- Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.

- А что такое "зло"?

- Как вы понимаете слова "злой человек", "злое дело"?

- Как относятся к злому человеку люди?  

- Давайте обратимся к толковому словарю.

Добро – это душевное расположение к людям, отзывчивость, забота, стремление людям сделать добро. Добро связано с миром и любовью к маме, стране, в которой живем, к любимому делу. Добрый человек – это значит, делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, благополучие.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

- Как вы думаете, что в жизни побеждает? Почему?

- Ребята, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Ответы на эти вопросы мы будем искать не только на сегодняшнем классном часе, но и всю жизнь.

 

4. Продолжение работы над понятиями «добро» и «зло»

- Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей старались бороться со злом, искоренять зло и, прежде всего, зло в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.

Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедовал людям следовать путем добра и справедливости.

Библия (христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Ребята, давайте вспомним, что произошло в раю, почему Бог разгневался на людей? Какое зло совершили Адам и Ева? Вот именно тогда связь между Богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло. Давайте вспомним, какие примеры борьбы добра и зла мы еще можем найти в Библии?

Итак, слово ГРЕХ – синоним к слову ЗЛО. Грех –нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу. А какие заповеди вы знаете?

Вывод: человек не должен совершать зла, это большой грех. А можно ли прожить без греха, и как быть, если мы уже вольно или невольно совершил грех? Конечно, нужно выполнять правила, которые доступны для всех. Я буду начинать читать правило, а вы должны его закончить.

Попробуй не наступить, …….(а уступить.)

Не захватить, ………………...(а отдать.)

Не спрятать, ………………… (а поделиться.)

Не кричать, ……………………(а выслушать.)

Не разорвать, ………………….(а склеить.)

Не кулак показать, ……………(а протянуть ладонь.)

 

5. Работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам разобраться в проблемных ситуациях, которые случаются с нами практически каждый день. К каждой ситуации даны несколько ответов. Выберите правильный и обоснуйте свой выбор. 

«Друг просит у тебя списать задание».

А) дам списать, чтоб выручить товарища.

Б) помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.»

 

«Твой друг (подруга) обзывают другого ученика, унижают его».

А) остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.

Б) поддержу друга.

 

«Приятель в компании беззастенчиво врёт».

А) скажу всем, что это неправда.

Б) попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.


- Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть грубым, злым и жестоким. Его отношения с людьми всегда приветливы, радостны, являются проявлением внимания и заботы. Почему же не у каждого получается быть добрым?

(Ответы детей)

 

6. Работа в группах

Задание команде №1

Восстанови пословицы и объясни их смысл

Доброе слово и в мороз согревает

Худо жить добром платят

Ласковое слово ранит

Слово лечит и кошке приятно

Тёплое слово без ласкового слова

За добро лучше мягкого пирога

Рубашка износится, а доброе дело не забудется

Задание команде №2

Выберите те слова, которые мы чаще всего применяем в своей жизни.

выслушать - закричать

поделиться - отобрать

позавидовать - порадоваться

поссориться - уступить

обидеться - простить

протянуть руку - показать кулак

утешить - промолчать

Задание команде №3

Нарисовать лицо доброго и злого человечка.

 

7. Проверка работы в группах

 

8. Подведение итога классного часа.

Итак, что же новое для себя вы открыли на нашем уроке? Что бы вы рассказали дома своим близким или друзьям, которые не присутствовали на нашем уроке? А сейчас давайте проведем небольшой эксперимент и  проверим, чего же больше на земле: добра или зла? Перед вами весы, в вазочке мелкие камушки. На одну чашу весов будем класть камушек и называть слова, которые обозначают добрые дела, совершенные вами, а на другую - злые, недобрые дела.

Так что же у нас получилось? Конечно, добрые дела перевесили злые, значит Добро всегда побеждает зло.

И вот такие замечательные слова могут послужить для нас девизом по всей нашей жизни:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда, 

Добро творить трудней.

И помните: всё в ваших руках!

 

9. Домашнее задание:

- Я знаю, что ребята в нашем классе очень любят читать. Одни увлекаются поэзией, другим нравится проза. Я хочу предложить вам небольшое задание, которое вы можете выполнить дома вместе с родителями.

Прочитать стихотворение Юрия Шмидта и ответить на вопрос: «Какова главная мысль стихотворения?»

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило,

Мы воспоем победу храбреца,

Но живо зло, оно лишь затаилось,

Оно не умирает до конца.

И что поделать, им не примириться,

Никто из них не может победить.

Менялись их доверенные лица,

Добро и Зло – их некем заменить.

 

Прочитать притчу и ответить на вопросы:

1. Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

2. Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

Притча «Добро без ума»

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

- Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.

- Каких птенцов? — удивился император.

- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, — признался император.

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

- Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

 - И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.


10. Рефлексия

У каждого на столе лежит вырезанная из цветной бумаги своя ладошка. На ней записан вопрос: «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?» Напишите ответ на обратной стороне ладошки. Приклеим эти ладошки к нашему Дереву Добра, чтобы оно дарило радость людям.

А я хочу подарить вам за прекрасную работу на уроке вот это сердце с пожеланиями добра и любви к близким людям. Спасибо за урок, вы все прекрасно потрудились!

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 18.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения